Основная информация
Название горы Нгуханьшон переводится как "пять поэтичных горных вершин", расположившихся на берегу Восточного моря. Нгуханьшон представляет собой комплекс из пяти горных массивов, каждый из которых носит название одного из пяти элементов космогонии: Ким (металл), Мок (дерево), Тхуи (вода), Хоа (огонь) и Тхо (земля).
Согласно дошедшим до нас древним записям, высеченным на каменных стелах, традиционное ремесло резчиков по камню в здешних местах начало развиваться с 70-х годов XVII века, когда солдаты родом из провинции Тханьхоа, которые до службы в армии традиционно занимались резьбой по камню, по окончанию службы осели в тогдашней деревне Куанкхайса и занялись своим прежним ремеслом.
В начале ассортимент каменных изделий ограничивался лишь кухонной утварью, такой как ступы с пестами для измельчения перца, ручные мельницы и прочее, а также надгробными плитами. В последствии ремесло стало развиваться, и слава талантливых резчиков распространилась далеко за пределы деревни. Они были приглашены ко двору в тогдашнюю столицу Хюэ для строительства величественных королевских дворцов и мавзолеев. С тех пор мастерство резчиков Нгуханьшон достигло высокого уровня, а их изделия стали настоящими произведениями искусства.
Около 300 домов расположились у подножия горы Тхуи. Их хозяева-резчики по камню производят и выставляют на продажу свои каменные творения. В витринах магазинчиков и прямо в мастерских в изобилии можно увидеть каменные безделушки, сувениры, буддийские статуи, фигуры трех старцев, символизирующих счастье, благополучие и долголетие, статуэтки тямских танцовщиц, замерших в традиционных позах, орлов, львов и прочих животных, искусно вырезанных из камня. Мастера создают каменные изделия различных размеров: самые маленькие из них служат прекрасным украшением письменного стола, а самым крупным место в парке, в саду или перед каким-либо зданием.
Во время длительных войн традиционное ремесло Нгуханьшон пришло в упадок, однако в последнее время оно восстанавливается быстрыми темпами. Были созданы крупные мастерские, оборудованные современными инструментами, где работают молодые образованные мастера. Начали применяться новые методы управления и маркетинга. Каменные изделия из Нгуханьшон стали поставлять на международные рынки, такие как США, Франция, Тайвань, Гонконг, Япония и др., где они завоевали авторитет.
Каменные изделия Нгуханьшон шаг за шагом становятся известной торговой маркой на международном рынке художественных изделий.